Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Как изменилась аудитория российских СМИ в соцсетях в 2022 году

Как изменилась аудитория российских СМИ в соцсетях в 2022 году

image_pdf

Для российских СМИ, бизнеса и блогеров этот год стал годом перемен:
на рынке оказались под запретом американские соцсети,
а их российские аналоги «выстрелили» с новой силой,
частично приняв у себя аудиторию, ушедшую из Facebook* и Instagram*.
Печатные СМИ не стали исключением
.

После того как 24 февраля началась специальная военная операция России на Украине спрос на новости резко вырос. Это напрямую отразилось на росте количества подписчиков новостных сообществ ведущих российских печатных изданий — «Комсомольской правды», «Ведомостей», «Известий», «Аргументов и фактов», «Коммерсанта» и «Российской газеты» в «Одноклассниках», «ВКонтакте», Twitter, Facebook* и Instagram*.

21 марта Тверской суд Москвы удовлетворил заявление Генпрокуратуры о признании Meta** экстремистской организацией и запрете ее деятельности в РФ. Доступ к ее соцсетям Facebook* и Instagram* был заблокирован на территории России. Администраторы сообществ в этих соцсетях предложили подписчикам перейти в свои сообщества во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и подписаться на каналы в Telegram, чтобы у пользователей оставалась возможность следить за обновлениями и новым контентом изданий.

В результате печатные СМИ выросли по количеству подписчиков во «ВКонтакте» на 3-16% вместо среднемесячных 1,5%, показали данные сервиса аналитики социальных сетей Livedune за январь-июнь 2022 года. Абсолютные показатели прироста составили от 15 тысяч до 50 тысяч пользователей. Рост продолжался до конца марта и ближе к апрелю вернулся к своим среднемесячным показателям — 1,2-2%, за исключением отдельных аккаунтов, которые дополнительно продвигались в апреле и мае. В «Одноклассниках» рост оказался менее заметным, однако всплеск активности также пришелся на март.

Начиная со второй половины апреля интерес к новостной повестке стал падать. Люди устали от потока новостей и стали искать не только оперативную информацию, но и развлекательный контент, который позволял бы отвлечься. В мае наступил первый массовый период отпусков, темпы прироста аудитории медиа в соцсетях замедлились.

Перспективные направления в социальных сетях

Длительное время в России лидирующей соцсетью был Facebook*), говорит гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. По его наблюдениям, многие СМИ ставили там гиперссылки на свои материалы, повышая тем самым трафик и прочтения новостей. «Не могу сказать, что запрет Facebook*) бесследно сказался. Все-таки «ВКонтакте» и «Одноклассники» не могут на 100% заменить ту отдачу, которая была от Facebook*) и Instagram*), — считает Кусков. — В любом случае, там сейчас практически все основные СМИ уже не ставят никаких постов, оставляя их в российских соцсетях. Не думаю, что в ближайшее время что-то изменится».

В перспективах американских соцсетей эксперт также сомневается — неизвестно, какой пост может оказаться заблокированным. Рассчитывать в таких условиях на планомерную работу не приходится.

От аккаунтов российских печатных СМИ на платформах, принадлежащих Meta**), пользователи продолжают отписываться — ежемесячно теряется до 1-2% подписчиков.

Отечественные СМИ сейчас активно ищут новые форматы общения с аудиторией на доступных ей площадках, которые бы позволяли пользователям не переходить на сайт СМИ, а читать все самое интересное внутри соцсетей, обращает внимание директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. От гиперссылок в постах пресса давно отошла, на передний план вышло продвижение специального, самостоятельного контента в соцсетях.

Если посмотреть на мировые тренды, то в ряде стран крупнейшие медиа даже начинают диктовать свои условия соцсетям. Первопроходцем в этом деле стала Австралия, которая в прошлом году приняла закон, обязывающий IT-гигантов типа Google и Meta**) (а именно Facebook*)) платить изданиям за контент, который публикуется на их платформах, или проще говоря, за ссылку на них. Такое «справедливое вознаграждение», по оценкам местных властей, должно поддерживать общественную журналистику, в случае если сама платформа не смогла договориться с изданием о коммерческих условиях. Великобритания и Канада пристально следили за процессом принятия закона в Австралии и готовятся также сделать подобный шаг. России до этого пока далеко — соцсети здесь сами диктуют условия работы медиа.

Анастасия Селиванова

*) и **) — перечисленные компании признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ