Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » К 125-летию Сергея Есенина — фильм о его дорогах и скитаниях

К 125-летию Сергея Есенина — фильм о его дорогах и скитаниях

image_pdf

К 125-летию Сергея Есенина вышел в свет фильм известного издателя, историка и путешественника, заслуженного работника культуры Сергея Дмитриева. Эта картина выгодно отличается от многочисленных юбилейных лент, показывая пример бережного отношения к истории. Дмитриев вместе со своей командой, культурологом и продюсером Мариной Гусевой и руководителем студии «Лавр», режиссером исторических фильмов Светланой Резвушкиной, создал маленький шедевр — чуть более чем получасовой документальный фильм «Дороги и скитания Сергея Есенина. К 125-летию со дня рождения поэта».

Надо отметить, что это далеко не первая работа Дмитриева. Ранее он уже рассказывал своим зрителям о судьбе Александра Грибоедова и Константина Бальмонта. Пожалуй, главное, что отличает все эти фильмы, — это особая тональность. Это спокойный рассказ, во время которого автор вместе с нами совершает путешествие по всем самым значимым и дорогим для поэтов местам — от рождения и до последних дней.

В новой истории — о Есенине — нет лихо закрученного сюжета и расследований, нет здесь и надрыва, присущего многим работам о поэте. Зато в процессе рассказа мы понимаем, как Есенин стал тем, кого мы знаем и любим. Нам удаётся прикоснуться к самому сокровенному, а заодно узнать о том, как сегодня его воспринимают в родном Константинове, что о нем знают и что помнят. Впрочем, не обойдётся и без открытий. Конечно, нельзя это назвать открытием в полной мере — литературоведы и филологи знают, что знаменитое стихотворение «Ты жива еще, моя старушка» Есенин посвятил не матери, а бабушке, которая его и воспитывала. Несомненно, он помнил и о матери, но бабушка была именно тем человеком, благодаря которому он получил образование и надлежащее воспитание.

Родители поэта — Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна жили порознь в Москве и Рязани, а поэт провёл детство с дедушкой и бабушкой по материнской линии — Фёдором Андреевичем и Натальей Евтеевной Титовыми. Комнатка мальчика была совсем крохотной, с маленькой кроватью, которой неизменно удивляются экскурсанты, приезжающие в Константиново. Такое же удивление вызывает и небольшой сундучок, который Сергей Есенин брал с собой во все путешествия. Поэт часто называл себя странником, бродягой, «путником, в лазурь уходящим». И уже в 16 лет, в июле 1912 года, Есенин приехал в Москву к отцу, который почти 30 лет проработал мясником и приказчиком у купца Крылова, да и жил отец в доме, принадлежащем купцу, в Строченовском переулке вместе с другими работниками. Родные хотели, чтобы Сергей поступил в Московский учительский институт, а до экзаменов отец устроил его в контору купца Крылова. Но вольница была поэту ближе, он поругался с отцом и ушёл из конторы, да и в институт решил не поступать, отдав себя целиком поэзии. Так начались его долгие скитания по разным московским квартирам, которых исследователи насчитали три десятка.

Фильм вышел в рамках проекта Сергея Дмитриева «Поэтические места России» (ruspoetry.ru), призванного, в частности, осветить путешествия русских поэтов. В нем не просто набор исторических фактов и картинка известных мест — это эмоционально-психологическая канва судьбы поэта, дорога его жизни и драмы, неразрывно следующих вместе. И ведущий очень ненавязчиво проводит нас по этой дороге, шаг за шагом повторяя все путешествия и метания Есенина. Как говорит сам автор сценария фильма: «Погружение в «есенинскую Русь» и «рязанские раздолья» — от Константинова до Пощупова, Спас-Клепиков и Рязани, повторение маршрутов поэта по его московским адресам и российским городам и весям позволили мне по‑новому увидеть и прочувствовать фигуру «златокудрого певца России», весь трагизм и величие его жизненных скитаний. Этот опыт еще и еще раз доказал мне, что только собственные странствия путями и дорогами русских поэтов могут раскрыть тайны их творческих взлётов и испытаний судьбы».

У каждого из нас свой Есенин. Дмитриев сумел рассказать нам о том поэте, которого любит и знает он сам. И очень хочется верить, что его любовь и знание передадутся всем зрителям его нового фильма. Пусть этих зрителей будет как можно больше.

По тексту Олега Фочкина