Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Газета в эпоху информационных войн

Газета в эпоху информационных войн

image_pdf
Сегодня, в разгар информационной войны, вопрос распространения российской печатной продукции становится,
по сути, стратегическим.
К сожалению, как свидетельствует подготовленный Союзом предприятий печатной индустрии (СППИ) рейтинг губернаторов, далеко не все главы регионов это понимают.

ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ВЫПОЛНИЛИ НЕ ВСЕ

Ситуация с газетными киосками долгие годы была чрезвычайно плачевной. Эти маленькие торговые павильоны часто просто уничтожали. Где-то нужно было освободить землю под застройку, которую для благозвучности чиновники называли «благоустройством», а где-то руководители регионов просто считали, что ларьки с надписью «Пресса» стали пережитком прошлого.

Между тем еще в сентябре 2019 года Владимир Путин подписал поручение, которое содержало перечень указаний по поддержке киосков и павильонов прессы. Прежде всего речь шла о разрешении торговать различными товарами, которые можно хранить и реализовывать через киоски. По сути, это разрешение — чуть ли не единственная возможность спасти сети таких павильонов от банкротства, потому что на прессе много не заработаешь.

Губернаторы уже не могли игнорировать проблему, и многие взялись за дело. Ежегодный мониторинг СППИ/ГИПП показал, что в 2021 году в 22 субъектах киосков и торговых точек стало гораздо больше. С другой стороны, в 25 областях практически ничего не изменилось, а губернаторы 37 субъектов Федерации, судя по всему, просто проигнорировали поручение главы государства. Рейтинг обеспеченности киосками прессы свидетельствует об этом.

В Москве, например, были приняты довольно энергичные меры: введены различные льготы и послабления, оказана финансовая и административная поддержка, за что, конечно, отрасль очень благодарна мэру Сергею Семеновичу Собянину.

КИОСКАМ ПЕЧАТИ – СВОБОДУ ТОРГОВЛИ

«МН» уже писал, что пандемия коронавируса стала мощным ударом по распространителям печатных СМИ. Несколько месяцев по всей стране киоски были закрыты или работали лишь несколько часов в день. Часто люди просто боялись покупать газеты и журналы, которые, по их мнению, могли оказаться источником заражения. После того как обстановка нормализовалась, газетные ларьки долго восстанавливали утерянные позиции на рынке. Без помощи государства им было не обойтись.

Некоторые края и области решили поддержать распространителей, максимально расширив их возможности. В ларьках появились кондитерские изделия, горячие напитки, мороженое, проездные — все то, что люди склонны приобретать на ходу, просто пробегая мимо. В прошлом году за свободную ассортиментную политику для киосков печати были отмечены руководители 13 субъектов РФ.

Персональный рейтинг по отношению к системе распространения печатных СМИ возглавил глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов. Его регион входит в десятку лучших краев и областей по обеспеченности населения киосками прессы. Важно то, что здесь поддержка бизнеса происходит не только в областном центре, но и в маленьких населенных пунктах. В Липецкой области киоски печати можно встретить и в поселках, и даже в деревнях. В сумме Игорь Артамонов набрал 82 балла из 100 возможных.

НАКАЗАНИЕ ЗА ЧЕРНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Позиция губернаторов — тема, конечно, чрезвычайно важная, и президент ее затронул, можно сказать, напрямую. Но ведь у нас есть множество других структур, от которых непосредственно зависит работа этой стратегической отрасли. И за деятельность которых губернатор несет прямую ответственность. Вот что происходит сегодня вокруг ООО «Газетта»: до недавнего времени оно являлось лидером на рынке распространения периодики в Московской, Тульской, Тверской и Калужской областях — около 300 киосков.

Почему мы говорим в прошедшем времени? Да потому, что у силовиков возникли серьезные претензии к нему, которые грозят воплотиться в штраф размером 41 миллион рублей. А это значит, что «Газетта» в случае принятия соответствующего решения просто перестанет существовать.

Причем, по сути, эта коммерческая структура не имеет никакого отношения к долгу по налогам, за который, собственно, и намереваются вынести это наказание. Тем не менее проводятся обыски, изымаются техника, документы, выручка, тиражи газет. Но в постановлениях о производстве обыска говорится, что он проводится по уголовному делу, возбужденному «по факту уклонения в особо крупном размере от уплаты налогов ООО «Пресса Юго-Запада». А при чем тут, извините, «Газетта»?

Дело это началось еще в 2015 году — время расцвета печально известных братьев Ананьевых, ныне эмигрантов, и Промсвязьбанка. «Пресса Юго-Запада» была подставной фирмой в их налоговых играх, ее уже давно нет. Понятна решимость силовиков вернуть деньги в бюджет, но ведь нехорошо заставлять людей платить чужие налоги, правда? И только на том основании, что несколько сотрудников из печально известной фирмы сейчас работает в «Газетте». Понятно, государству нужно укреплять свои финансы, но ведь не такими же способами. Тут можно вспомнить требование президента «не кошмарить бизнес» и представить последствия такого рода действий — сотни тысяч людей будут лишены возможности узнать правду и окажутся в плену слухов и пересудов. Особенно в условиях бушующей информационной войны, на фронтах которой, к сожалению, мы пока не всегда побеждаем.