Дмитрий Витальевич Калюжный,
доктор философии, член Союза журналистов России,
член Союза писателей России,
член Международного сообщества писательских союзов
Изучать прошлое стали недавно: история, как отдельная наука, выделилась из филологии лишь в конце XIX века, а подбор источников и их толкование выполняли в основном западные европейцы. Неудивительно, что описанное прошлое грешит изрядным европоцентризмом, который, как утверждают словари, есть мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом изображается центром мировой культуры и цивилизации.
Это заметно даже в терминах, определяющих степень «старины». К примеру, российская история VIII-IX столетий преподаётся в курсе «История Древней Руси». А для стран Европы те же века – не древность, а Средневековье. Европейская древность – это Рим и Греция, а поскольку и для Азии применяются слова «История Древнего мира», ученик невольно делает вывод, что история Европы равна по древности азиатской, и старше русской. А это не так, потому что, во-первых, цивилизации многих азиатских народов старше Рима и Греции, а во-вторых, западные европейцы напрасно приписали себе историю античности.
Даже само «падение Рима» в конце V века сомнительно. Полусотней лет позже него произошли Готские войны, в ходе которых остготов и вестготов, якобы уничтоживших Рим, разгромил римский император Юстиниан. Он же вчистую уничтожил вандалов Северной Африки. Получается, процесс распада империи прошёл в рамках религиозных войн, по итогам которых вестготы Испании, а также другие христиане-монофизиты, например, в Сирии, перешли в мусульманство. Вот в чём был проигрыш Рима.
А жившие севернее германские племена в этом вообще не участвовали. Они и до, и после «падения Рима» переживали финальный этап Неолитической революции, переходя от присваивающего хозяйства к производящему. И каменные топоры у них были, и каменные ножи, чему есть и археологические, и письменные подтверждения.
Но они имели перед глазами римский пример идеологии и политических структур! И в IX веке, обезьянничая, создали свою Священную РИМСКУЮ империю во главе с франкским королём Карлом Великим. В составе её оказались только две провинции подлинной Римской империи, а сам Карл и дня не жил в Риме. В Х веке собезьянничали вторично, создав очередную Священную Римскую империю на землях Германии, Чехии, Бургундии, Нидерландов, Швейцарии и севера Италии со столицей в германском Ахене. Позже её назвали Священной Римской империей германской нации.
Присвоив себе земли бывшей западной части Римской империи, германцы затем присвоили имперскую христианскую церковь. Святой Бонифаций в 741 году писал, как это начиналось: «Франки изгоняли всех римских епископов из Церкви и назначали себя епископами и игуменами-аббатами в Галлии. Они захватили имущество Церкви и разделили его между феодальными вотчинами».
Карл Великий пытался изменить основы веры, требуя, чтобы догмат Троицы об исхождении Святого Духа от Бога-Отца упоминал исхождение Духа также и от Сына. Были сделаны и другие изменения. Новые христианские вожди Европы, создав свой вариант «франко-латинского христианства», прямо обвиняли традиционную церковь Царьграда в ереси! Император и патриарх с этим не соглашались, и не признавали законности самодеятельной императорской власти на Западе.
Тогда германцы начали внедрять своих людей на высшие церковные должности. В 1046-м император Генрих III добился, чтобы римский престол вместо Григория VI, державшегося греческой веры, занял франко-латинский понтифик Климент. Это был шаг в сторону католического папизма: через несколько лет появился первый (!) папа под именем Григория VII. А почему он, собственно, седьмой? Все бывшие Григории придерживались другой религиозной доктрины, нежели он!
Получается, раскол между Восточной и Западной Церковью был не тем, чем его называют. Это рейдерский захват франко-германцами земель Римской империи, а затем и её Церкви, и даже истории, поскольку новые власти сохранили название церкви и традиционные имена понтификов, и вели сквозную нумерацию одноимённых «пап».
Чтобы замаскировали истинную картину, европейские историки присвоили Римской империи название Византия, а основание для своего лукавства они нашли у Петрарки, который в XIV веке впервые использовал термин «византийцы» применительно к грекоговорящим жителям империи. Но сами-то они называли своё государство Римской (в их произношении – Ромейской) империей, а себя звали ромеями, то есть римлянами. И уж кстати: столицу на Босфоре, Константинополь, по указу самого Константина Великого, подтверждённому несколькими христианскими соборами, долгими столетиями официально именовали «Новым Римом».
Этой подменой – внедрением в историю «Византийской империи» вместо подлинной Римской империи, западные европейцы приобрели славное греко-римское прошлое, а многократно ограбленную ими в ходе Крестовых войн «Византию» представили каким-то религиозно-фанатичным монстром, жившим тысячу лет без всякого развития. Но такая история всё равно не помогла им спрятать «тёмные века», на протяжении которых Европа пребывала в дикости, ничего не зная о своём «славном греко-римском прошлом»!
А «тёмные века», это было время позднего неолита, который сказывался тут ещё очень долго. В VIII веке армии основателя остготского королевства в Италии Теодориха Великого и присланного римским императором варвара Одоакра воевали, махая каменными топорами. В XI веке в битве при Гастингсе войска короля Харальда и Вильгельма Завоевателя использовали каменные топоры.
О завершении неолитической революции практически точно свидетельствует широкое распространение письменности. В Римской империи она была. В готских землях письмо создал в конце IV века епископ Ульфила. А германское готическое книжное и канцелярское письмо историки датируют концом XI – началом XII веков. Вот когда Европа окончательно вышла из неолита. И сразу повела экспансию в окружающие земли, организовав так называемые Крестовые походы. А едва они закончились – началась эпоха Великих географических открытий.
Эти «открытия» показывают нам самый известный европоцентричный миф. Даже само словечко «открытие» выдаёт присваивающий характер действий «открывателей» на мировых просторах. Ведь на землях, которые они якобы открыли, и до них жили люди!
Васко да Гама, выдающийся адмирал, в честь которого названы город, мост, футбольный клуб, кратер на Луне и медаль за достижения в области географических наук, даже в ходе своего первого плавания обстреливал города, грабил торговцев, топил суда с мусульманскими паломниками. Позже и он, и другие вице-короли Индии приводили народы в повиновения, уничтожая всех, включая женщин и детей.
Морской путь его эскадры в 1497-98 годах занял десять с половиной месяцев. Но обогнув Африку, вторую половину пути моряки проделали за 23 дня! Почему? А они нашли опытного лоцмана. Это был Ахмед ибн Маджид из Омана. Он ходил по индийским морям ещё до рождения да Гамы, в отличие от португальцев прекрасно разбирался в морской навигации и астрономии, имел карты побережий, знал свойства муссонов и пассатов, и за 23 дня привёл португальцев в Индию, в город Каликут.
Европоцентричные учебники прославляют Васко да Гаму, но замалчивают имя Ахмеда ибн Маджида. А ведь арабы были основными мореходами средневековья. Европейцы почерпнули у них множество морских терминов: баржа, галера, адмирал и арсенал, муссон, кабель и бизань… взяли у них основы математики и географии, навигации, картографии и астрономии. Узнали от них о приборах, вроде компаса. Парусное вооружение каравеллы-латины, способной совершать плавания в океане, скопировано с парусного вооружения арабских судов.
Арабские капитаны сами когда-то впервые осваивали просторы Тихого и Индийского океанов, искали пути к Островам Пряностей, и не было у них лоцманов. До Васко да Гамы тот же Каликут посетила флотилия китайского мореплавателя Чжэн Хэ. Китайские мореходы обогнули Африку у мыса Доброй Надежды и ходили в Атлантике. Они уже тогда решили проблему вычисления географической долготы и широты и со всей возможной для своего времени точностью нанесли на карты открытые ими земли.
Но судя по европоцентричной истории, «великие географические открытия» делали одни только европейцы.
Христофор Колумб, тоже великий географический открыватель, в честь которого названы государство в Южной Америке, гора, федеральный округ в США, провинции в нескольких странах, города, улицы и площади, несколько театров, киностудия, кратер на Луне, астероид и денежные единицы нескольких стран, обязал всех индейцев островов Вест-Индии старше 14 лет приносить ему золото. Каждые три месяца они сдавали испанцам напёрсток золотого песка. Кто выполнил норму, получал медный жетон на шею с указанием даты. Кто нормы не выполнил, или носил просроченный жетон, тому отрубали кисти обеих рук.
Индейцы бросили все прочие дела, в том числе производство продовольствия. Начался голод и болезни. На островах Карибского бассейна в несколько десятилетий индейское население сократилось в несколько раз.
Непредвзятый взгляд на прошлое человечества показывает, что западноевропейские господа долгими веками Средневековья непрерывно воевали между собой ради делёжки своего скудного ресурса, а с XVI века заставили работать на себя весь мир – именно весь, включая трудящихся самой Европы. Везде, где смогли навязать свою власть, они ради получения сырья для своих фабрик заставляли туземцев работать сверх сил. Добиваясь повышения доходов, разрушали семьи, перемещали людей в чужие для них места, заставляли менять веру предков, убивали, насиловали, унижали, продавали в рабство. На всех материках они забирали готовые изделия и плоды природы силой, или приобретали за символическую плату, и вывозили, подрывая внутренний рынок народов. А история показывает нам, как европейцы развивали цивилизацию и несли свет знаний «дикарям»!
Европа брала себе не только материальные богатства других народов, но и знания. В истории едва ли не все научные достижения античности выглядят европейскими. Начало науки, как доказательного знания, относят к Греции, а Греция – вроде бы Европа. На деле же география возникновения и развития греческой и византийской науки мало относится к собственно Греции: это весь Ближний Восток и север Африки, Сицилия и юг Апеннинского полуострова. Общее у них – греческий язык, не более того.
Свой вклад внесли Индия и Китай, а арабская научная мысль буквально создала с нуля всё европейское знание об устройстве мира и человека.
Причём, едва освоив азы иностранной науки, Западная Европа впала в схоластику. Здесь не развивали науку, а столетиями использовали её для рационального обоснования своего вероучения. А учёных, увлекавшихся подлинным естествознанием, изгоняли из университетов, иногда сжигали. Только к середине XVIII века возникли наконец собственные европейские научные продукты: новая философия и математика.
Сегодня, зная результаты, кое-кто, чуть не падая в обморок восторга от великих достижений Европы, поёт песни про её «технический гений». Но о том, что стараниями колонизаторов во многих странах были разгромлены даже начальные школы, которые до прихода колонизаторов там были – ни полслова. Зато в XIX веке учёные Европы давали своим достижениям расистские объяснения: будто бы европейцы особая нация сама по себе, или стала такой из-за различий в питании (в Европе пшеница, в Азии рис, в России рожь). А на деле, Европа, имея свободные капиталы (отнятые у прочих народов), смогла развивать технику, внедрять новинки.
А у жителей других регионов планеты не оставалось ни сил и времени работать на себя, ни возможности развивать хоть какое-то творчество.
Для технического развития нужно, чтобы совпали три возможности: наличие изобретения, умение создать образец в металле, капитал для широкого внедрения. Изобретали жители всех стран. Довести придуманную новинку до работающего образца могли в тех странах, где было развито образование, имелись специалисты. Но вот, капиталы для развития науки, поддержки учёных, финансирования экспериментов и внедрения изобретений имела только Европа, ограбившая свои колонии.
В России, которую европейцы так и не смогли превратить в колонию, стараниями Петра Первого были открыты Школа математических и навигацких наук, затем Артиллерийская, Инженерная и Медицинская школы. При олонецких и уральских заводах по инициативе В.Н. Татищева возникли горнозаводские училища. И русские изобретатели создали много технических новинок! В том числе с изготовлением опытных образцов. А капиталов-то для внедрения этих новинок в широкое производство у России не было. Мы не захватывали колоний и не завозили дешёвое сырьё, мы развивались за счёт собственных природных и людских ресурсов. Суровые климатические условия и громадная протяжённость страны удорожали продукцию, мы не могли иметь сверхприбыль, чтобы кинуть её на науку.
А во многих странах, ранее развитых, вроде Индии, колонизаторы не позволяли развивать образование и техническое творчество. Не было возможности дойти даже до этапа создания опытных образцов.
Если бы жители стран Азии, Африки и Америки работали в силу человеческих возможностей, а не сверх того; если бы они имели полноценные отдых и питание, получали образование, занимались творчеством, носили достойную одежду , то продукция хлопковых, сахарных и кофейных плантаций, рудников и прочего, дававшего всё то, что европейцы четыреста лет везли из их стран к себе, имело бы совсем иную цену. И в какой дыре оказалась бы тогда Европа со всей своей «цивилизацией»?..
По итогам либерально-буржуазных революций конца XVIII – первой половины XIX веков в Европе и Америке сформировались крупнейшие национальные школы историков. Созданная ими европоцентричная история оставляла Востоку лишь роль фона для возвышения европейской цивилизации в глазах человечества. В ходе внутриевропейских войн «историческая истина» кочевала между странами, но в любом случае оставалась европоцентричной. Прочие места планеты интересовали историков лишь поскольку были связаны с их странами, а связи были в основном колониальные или торговые.
В Америке изучением общества занялись антропологи, которые назвали свой «объект» не народами, а «племенами», в лучшем случае – «примитивными народами». Кстати, обратите внимание: в «Древней истории Руси» тоже в основном представлены племена.
Рассказ о племенной жизни назвали «этнографией».
Взялись изучать великие цивилизации: Китай, Индию, Персию, Арабский мир. Их отличие от Европы было в том, что все они с какого-то момента подпали под влияние европейцев, уступив им в техническом и военном развитии. Тех, кто исследовал эти страны, прозвали учёными-ориенталистами (востоковедами), а целью их работы был поиск доказательств, что в культуре этих цивилизаций было нечто, что «замораживало» их, тормозило движение вперёд, и что европейский мир может поддержать отстающих на их пути к лучшей жизни.
Таким образом, европейцы, захватив и измучив большинство стран неевропейского мира, не позволив народам торговать и развиваться, сначала построили на их разорении своё благополучие, а потом стали объяснять им же, какие они тупые, и как им повезло, что добрые европейцы готовы протянуть им руку помощи.
Под эти напевы миссионеры, экономисты, политологи и социологи Европы, а потом и Америки навязали всему миру свои представления о правильном рынке, правильном построении государства и гражданского общества. В Европе и Америке выработали теории «стадий экономического роста» и «развития», согласно которым отдельные страны достигают неких «стадий» в разное время в силу внутренних причин. (А не потому, что их подмяли и высосали из них все соки Великобритания и Франция, Дания и Голландия, Португалия, Испания, Швеция, Германия, Бельгия и Италия.) И будто бы отставшие всё равно развиваются, хоть и с разной скоростью.
Такая наука нужна только для того, чтобы внушить ограбленным: если желаете стать развитыми, следуйте за лидером, а это Западный мир. В общем, разбогатевшие на грабеже создают тем, кого они спихнули с дороги, ложные представления о прошлом, настоящем и будущем, что позволяет им трактовать современные события исключительно со своей точки зрения, требовать от других стран поведения, полезного им, не учитывая интересов народов планеты. Это – элемент информационной войны. И об этом надо говорить прямо, честно и громко.
Авторизованный текст доклада
на шестнадцатом заседании Исторического клуба «Моё Отечество»
22 марта 2016 года.