Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » ДЕТСКИЕ СМИ – ЗА СОЗДАНИЕ АССОЦИАЦИИ

ДЕТСКИЕ СМИ – ЗА СОЗДАНИЕ АССОЦИАЦИИ

image_pdf

В Белом зале Союза журналистов Москвы состоялось заседание «круглого стола», посвященное проблемам детских СМИ. Участники его решили объединиться…

1 3 4
5 6 7

Перед участниками «круглого стола» выступили и ответили на многочисленные вопросы начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Юрий Сергеевич ПУЛЯ, начальник отдела периодической печати федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Светлана Аркадьевна ДЗЮБИНСКАЯ и начальник управления печати департамента СМИ и рекламы города Москвы Дмитрий Святославович РУНГЕ.
Вела мероприятие первый секретарь Союза журналистов Москвы Людмила Васильевна ЩЕРБИНА.
Участники «круглого стола» ознакомились с выставкой рисунков, развернутой в Белом зале журналом «Веселые картинки».

По данным Управления правоприменительной деятельности Роспечати на 01.06.2011 г. в России зарегистрировано1240 детских изданий, из них: 414 газет, 788 журналов, 27 альманахов, 11 сборников. Данных о реальном количестве выходящих в свет детских изданий нет.
В последние годы заметно сокращается количество детских газет, часть из них начало выходить в свет как журналы, часть просто прекратили существование. Тиражи центральных детских изданий колеблются от 59 тыс. до 3-1 тыс. экземпляров.
В регионах тиражи детских изданий варьируются от 19 тыс. до 1 тыс. экземпляров.
По своей тематике детские издания можно разделить на:
— общеразвивающие,
— издания о природе,
— издания, направленные на развитие технического творчества детей
— издания энциклопедического типа,
— издания художественной направленности
— издания с исторической и духовно-нравственной тематикой,
— патворки (издания с вложениями игрушек, камней и др.).
В рамках своей компетенции Роспечать ежегодно на конкурсной основе выделяет государственные субсидии из средств федерального бюджета организациям в сфере периодической печати, реализующим социально значимые проекты, в том числе изданиям для детей, подростков и молодежи. В 2010 году государственную поддержку получило 44 издания для детей на общую сумму 22 067 900 рублей, что составляет 14 % от общего объема выделенных субсидий
(из них — 6 газет и 38 журналов,10 газет и журналов издаются на национальных языках народов России).
Среди получивших государственную поддержку есть и столичные издания: журналы — «Веселые картинки», «Мурзилка», «Миша» и «Пионер».
В 2010 году проблемы семьи и детства освещали многие печатные СМИ в рамках реализации социально значимых проектов по теме «Укрепление института полноценной семьи, пропаганда семейных ценностей, опекунства, усыновления детей-сирот, бескомпромиссной борьбы с детской беспризорностью и бродяжничеством, иная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей». На эти цели было выделено 6 894 700 рублей, социально значимые проекты по проблемам семьи и детства реализовали 22 издания.
Среди получателей субсидий в 2010 году были издания, выходящие в Москве:
— журнал материнства и детства «Няня», проект «Позитивное родительство»,
— журнал «Дитя человеческое. Взрослым о детях», проект «Нет сиротству! Дети-сироты должны воспитываться в семье. Поможем им обрести родительскую заботу и любовь»,
— газета «Новые Известия», проект «Семья и дети»,
— газета «Мир детей и подростков», проект «Чужих детей не бывает»,
— газета «Квартирный ряд», проект «Не отрекаются любя. Мегаполис и дети-сироты»,
Поддержка выпуска детской литературы, а также литературы для педагогов и родителей являются приоритетными при выделении бюджетных средств в рамках федеральной целевой программы «Культура России». В 2010 году финансовая поддержка детской литературы в рамках данной программы составила 8050,0 млн. рублей, что дало возможность поддержать 46 названий книг для детской аудитории. В них вошли издания отечественной и зарубежной классики, произведения современных авторов, по-новому освещающих сегодняшние проблемы, с которыми сталкивается подросток.
В 2011 году работа по данным направлениям продолжается.
Участники «круглого стола» приняли активное и заинтересованное участие в обсуждении обозначенной темы. Все выступающие отмечали конкретную своевременную помощь со стороны Роспечати и департамента СМИ и рекламы города Москвы. Например, многое сделано в ходе реализации Программы мероприятий по поддержке и пропаганде чтения в городе Москве. В рамках акции московским первоклашкам традиционно вручаются книги-подарки от имени Правительства города. Их общий тираж за пять лет составил 400 тысяч экземпляров. Совместно с журналами «Мурзилка» и «Веселые картинки», «Литературной газетой» проводятся детские фестивали и праздники, в которых охотно участвуют дети.
В ходе разговора сам собой возник вопрос: не заменят ли электронные носители детские печатные СМИ? Участники «круглого стола» были единодушны в том, что нет, не заменят. Яркая красочная книга или журнал нужны. Совместное чтение объединяет, укрепляет семью, прививает детям любовь к прекрасному. Бесспорно, что любовь к чтению прививается ребенку в раннем возрасте.
К сожалению, с реализацией детской печатной продукции с годами становится всё сложнее: уменьшается число детей, как результат – сокращается количество школ и библиотек. Одновременно значительно сократился объем комплектации библиотек за счет бюджетных средств.
— Сокращение школьных библиотек – большой удар по подписке, сказал в своем выступлении главный редактор журнала «Муравейник» Николай СТАРЧЕНКО. — Раньше мы жили за счет тиража. Читатели создавали «Клубы друзей журнала «Муравейник», которые выявляли одаренных детей, присылали в редакцию их рисунки и рассказы, которые мы публиковали. Сейчас тираж значительно сократился, хотя у детей не пропало желание читать наш журнал. Особенно статьи о природе. Чтобы не лишать себя этого удовольствия, в некоторых регионах семьи «сбрасываются» на «Муравейник» и читают его по очереди.
Но это не выход. Пропаганда детских СМИ и приобщение детей к чтению – дело общегосударственной важности.
— Надо перенимать опыт зарубежных стран. Например, в одной из школьных библиотек г. Брисбен (Австралия) учащиеся могут найти до 400 видов СМИ. Здесь библиотека – мозг учебного заведения. Финансирование производится как за счет государства, так и родителей, — поделилась информацией главный редактор газеты «Читайка» кандидат педагогических наук Татьяна ЖУКОВА.
В ходе «круглого стола» многие выступающие предлагали составить список детских изданий, рекомендуемых библиотекам для подписки, и вынести его на государственный уровень для утверждения. Но, как резонно заметил по этому поводу Юрий ПУЛЯ, «неэтично навязывать издания. Чтобы не было обид, должен быть инфраструктурный метод. По рейтингу или другому признаку».
Один из путей повышения тиража – грамотная повседневная реклама детских СМИ, которая поднимет статус изданий для детей. В какой-то степени это под силу самим детским изданиям, если они не будут видеть друг в друге только соперника. «Давайте развиваться вместе, — предложил представитель ИД «Первое сентября» Сергей ДМИТРЕНКО. – Давайте рассказывать друг о друге на страницах своих изданий. Ведь у нас общая цель: приобщение детей к чтению».
Вадим НОСОВ (газета «Мир детей и подростков») развил мысль предыдущего коллеги. По его мнению, информацию о детских газетах и журналах нужно размещать и во «взрослых» СМИ. Причем бесплатно. Вадим Васильевич также внес предложение ввести в российский календарь День детской прессы.
По мнению главного редактора газеты «Пионерская правда» Михаила БАРАННИКОВА, жизнь детских СМИ во многом усложняется тем, что «решение того или иного вопроса зависит сразу от нескольких департаментов. Взять, к примеру, подписку школьных библиотек на нашу газету. Идем за помощью в департамент образования, оттуда отправляют в департамент СМИ и рекламы. Или наоборот. А библиотеки вообще в распоряжении департамента культуры».
Выход один: стучаться «в двери самого высокого уровня», в Правительство. Тем более что на 6-м съезде Всероссийского педагогического собрания, состоявшемся в мае текущего года в Москве, российский премьер-министр Владимир Путин говорил о выделении дополнительных средств на модернизацию российских школ, в том числе и на пополнение фондов школьных библиотек.
Так что надо заявлять о себе. Конечно же, делать это эффективнее сообща. Поэтому на заседании «круглого стола» было принято решение о создании Ассоциации детских СМИ. Представители Роспечати и департамента СМИ и рекламы города Москвы эту идею поддержали.
Как отметила главный редактор журнала «Миша» Нина Грозова, в Петербурге такая ассоциация создана. И действует успешно. Например, ей удалось добиться, что в некоторых киосках детские издания реализуются бесплатно.
Подводя итоги «круглого стола», первый секретарь Союза журналистов Москвы Людмила Щербина призвала детские СМИ более активно участвовать в жизни Союза, в частности, в традиционном фестивале столичной прессы, который СЖМ проводит в сентябре в рамках Дня города; устраивать презентации газет и журналов в Белом зале СЖМ. Людмила Васильевна также поддержала идею о создании Ассоциации детских СМИ, которая позволит обратить внимание на детские издания. Сделать это можно под эгидой СЖМ.

Фото Ольги ДАВЫДОВОЙ

Редакция сайта обращается ко всем детских СМИ с просьбой сообщить в СЖМ данные об издании, а также контактную информацию по т/ф. 691-64-86 или по электронной почте mospress@mail.ru