Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Ч

Ч

image_pdf

chЧайковская О.Г. – Чаковский А.Б.–
Чернов В.Б. – Чернышева З.В. – Чижевский А.Л. – Чижов В.Н. 

ЧАЙКОВСКАЯ ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА (1917, дер. Золотово Бронницкого у. Моск. губ. – 2012, М.), писательница, правозащитница, журналист; к. и. н. (1947), чл. СП (1967). Отец – инженер, мать – земск. врач. Окончила МИФЛИ (ученица проф. А.И. Неусыхина). В 1947–50 читала курс истории ср. веков в Калининск. пед. ин-те (ныне – Тверск. гос. ун-т) и в Воен. ин-те иностр. языков (М.). В 1949–57 – науч. ред. изд-ва «Большая советская энциклопедия» и Гос. изд-ва иностр. лит-ры. Перв. выступение в печати – ст. в защиту юноши-адвентиста от травли властями (МК от 8.06.1962). Перв. кн. – историко-детектив. ром. «Болотные огни» (М., 1963). Широко изв. судеб. очерки Ч. в газ. «Известия», затем – в ЛГ, позже, в 1990-х, в ж-ле «Смена». Их целью было не только помочь незаконно осужденным (в 1963 одного из них, Вл. Езреца, она спасла от расстрела, правда, это был единств. случай, когда удалось добиться оправдат. приговора), но и разъяснить широкому кругу читателей осн. положения права (адвокат – не пособник преступников, а необходимый уч-к судеб. процесса; прокурор – не только обвинитель в суде, но и гарант соблюдения права и т. п.). Здесь Ч. следовала Ф.А. Вигдоровой, кот. в послесталинск. время первой подняла в печати проблемы, связан. с деят-стью сов. судеб. системы и защитой незаконно осужденных. Круг таких авторов был мал, однако они, преодолевая сопротивление властей, достигли больших успехов в деле повышения общей правовой культуры – как юристов, так и народа в целом. С распадом сов. системы эти достижения сошли на нет и в нач. 2000-х Ч. поневоле прекратила эту работу. Др. стороной ее публицист. деят-сти было (до посл. года жизни) общекульт. просвещение: книги «Против неба – на земле» (1966, о правосл. иконах), «Как любопытный скиф» (1990, о портретах XVIII в.) и др. В 1990-х гл. для Ч. стала тема борьбы тиранического и гуманного начал в рус. истории. Первое она связывала, прежде всего, с Петром I, а второе – с Екатериной II. Книга Ч. о ней издана трижды (1998, 2002, 2012), опубл. и две обширн. ст., сопоставлявшие Петра и Екатерину (см.: Московский пушкинист, т. 10, 2002; т. 12II, 2009). В реформах Александра II видела продолжение линии Екатерины.  Жила на Ладожской ул., 17/9 (с 1939, не сохр.); на Беломорской ул., 28 (1964–2007; не сохр.); на Ленинградском ш., 130 (2007–12). Похоронена на Мемориальн. кладб. Д.-музея П.И. Чайковского (г. Клин Моск. обл.). Соч.: Вопрос о характере Реформации и Крестьянской войны в Германии в советской историографии последних лет // ВИ. 1956. № 12; Клюнийское движение X-XI вв., его социальный и политический характер // Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 8. М., 1960; Писатели-монахи и писатели-рыцари (Х век) // Французский ежегодник. 1962; Закон и человеческое сердце. М., 1969; Летающее счастье. Сказки. М., 1970; Небо Аустерлица. М., 1972; Соперники времени. Опыты поэтического восприятия прошлого. М., 1990; Суд присяжных // Социологический журнал. 1994. № 4. Лит.: [Некрологи]: АиФ. 2012. 13 дек.; Комсомольская правда. 2012. 13 дек.; ЛГ. 2012. 19 дек. Ю.В. Чайковский

*** ЧАКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ (1913, СПб.—1994, М.), прозаик, драматург, публицист, обществ. деят., Герой Соц. Труда (1973). Из состоят. буржуазн. семьи: дед – купец I гильд. в Самаре, отец – изв. врач. В М. с 1930. Работал на «Электрозаводе» монтером, затем на адм. должности, начал печататься в многотиражн. газ. Учился на вечерн. отд-и Юрид. ин-та, работал в газ. МВО «Красный воин». Окончил Лит. ин-т им. А.М. Горького (1939), затем – аспирантуру МИФЛИ (1941). Специализировался на европ. лит-ре, опубликовал книги об А. Барбюсе, М. Андерсене-Нексё, Г. Гейне. Чл. СП с 1941. В гг. Великой Отеч. войны – военкор газ. Волховск. фронта «Фронтовая правда», печатал в ней репортажи, очерки, рассказы. Весной 1942 как спецкор газ. побывал в блокадн. Л. В нач. 1944 переведен в газ. 3-го Прибалт. фронта «За Родину». В 1943—44 Ч. не раз бывал в сражающемся Л. – так началась его работа над трилогией «Это было в Ленинграде»: «Военный корреспондент» (1944), «Лида» (1946), «Мирные дни» (1947). В трилогии точно отражены будни осажден. города, созданы живые образы его рядовых защитников, раскрыта поэзия особых, неповторимых отношений, сложившихся между ленинградцами в гг. блокады. Трилогия знаменовала развитие жанра документально-худож. прозы, ставшего ведущим в творчестве Ч. Лирико-публицист. стиль трилогии нашел развитие в ром. «У нас уже утро» (о Юж. Сахалине и Курильских о-вах, 1949; Стал. пр., 1950), пов. «Хван Чер стоит на посту» (о войне в Корее, 1951), кн. очерков «Тридцать дней в Париже» (1955). В романах «Год жизни» (1957) и «Дороги, которые мы выбираем» (1960), пов. «Свет далекой звезды» (1963; к/ф по сценарию Ч., 1964, реж. И.А. Пырьев) и «Невеста» (1966) морально-этич. проблемы сов. общ-ва окрашены в лирико-романтич. тона. Пьесы Ч. «Дорогами жизни» (в соавт. с И.С. Рубинштейном), «Свет далекой звезды» и «Время тревог» (в соавт. с П.И. Павловским) шли во мн. т-рах страны, в т.ч. и моск. По сценарию Ч. снят докум. ф. «Сов. Приморье» (1953). В 1950—55 Ч. – чл. редколлегии ж-ла «Знамя», гл. ред. в 1955—62 – ж-ла «Иностранная литература», в 1962—88 – «Литературной газеты». Собрав  сильн. команду, Ч. создал новый в сов. журналистике тип газеты – перв. «толстую» газ., ставшую значит. явлением обществ. жизни, одним из самых авторитетн. и влиятельн. изд. При нем в ее логотипе появились профили Пушкина и Горького, резко расширилась тематика. По воспоминаниям коллег, «твердо держа в руках управление газетой, А.Б. Чаковский никогда не вмешивался в мелочи, рутинные составные ее производства. Читал только важные материалы. Если что-то не нравилось, сам не правил, а говорил, как надо сделать. К полемическим же заметкам относился с особым вниманием. Не раз бывало, что сам их переписывал. Садился где-нибудь в уголочке и через 10 минут давал свой вариант со словами: “Вот как надо писать такие вещи!”» (Ю.П. Изюмов). Секр. правления СП (1962—91), канд. в чл. ЦК КПСС (1971—86), чл. ЦК КПСС (1986—90); деп. ВС СССР 7—9-го созывов (1966—89), пред. Сов. к-та солидарности с народами Латин. Америки, Ч. был влиятельн. фигурой лит. и обществ. жизни тех лет. В ром. «Блокада» (в 5 кн., 1968—74; Лен. пр., 1978), наиб. значит. произв. Ч., наряду с изображением отдельн. человеч. судеб создана широкая картина битвы за Л., осмысляется ее ист. значение в общем ходе войны. По ром. снят одноим. 4-серийн. к/ф.-эпопея (1975; соавтор по сценарию А.Я. Витоль, реж. М.И. Ершов; Гос. пр. РСФСР им. бр. Васильевых; 1980). Продолжением стал ром. «Победа» (в 3 кн., 1978—81; Гос. пр., 1983; одноим. к/ф: 1985; реж. Е.С. Матвеев) – многоплановое произв., посв. событиям и последствиям Втор. мир. войны. В основе его повествования — Потсдамск. конф. 1945. Жанр ист. романтистики в 1-й пол. 1980-х Ч. продолжил в ром. «Неоконченный портрет» (1983—84), о посл. днях жизни Ф. Рузвельта, и антифашист. ром. «Нюрнбергские призраки» (в 2 кн., 1987—89). Одними критиками постперестроечн. времени Ч. характеризуется как «идеолог конформизма», другими – как человек, «воплотивший широкий спектр умонастроений – от преданности идеям революции и советской государственности до либеральной терпимости» (В.А. Шошин).  Жил на ул. Серафимовича, 2; ул. Горького, 8, корп. 2. Похоронен на Троекуровском кладб. Соч.: Собр. соч.: В 7 т. М., 1989—91. Лит.: Козлов И. Александр Чаковский: Страницы жизни, страницы творчества. М., 1983; Синельников М. Диктует время: Очерк творчества Александра Чаковского. М., 1983; Витоль А. Рядом со своими героями // Аврора. 1983. № 8; Корнешов Л. Портрет, который допишет история // Дружба народов. 1984. № 4; 1985. № 4; Медников А. Вера в победу разума // Москва. 1987. № 7; Тюрин В. …От Ильменя к Неве. Л., 1989, Изюмов Ю.П. Литературная газета. М.:2016 ● КЛЭ; БСЭ-3; ЛЭС; Писатели Москвы; РЕЭ; РП 20 в.; РП XX в. Е.Г. Милюгина

*** ЧЕРНОВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ (1939, Владимир – 2013, М.), журналист, деят. СМИ. Дед, Владимир Владимирович Ч., главврач б-цы в г. Соль-Илецк; отец, Борис Владимирович, погиб на фронте в Великую Отеч. войну. Детство и юность Ч. провел в с. Михайловка Владимирск. обл. После окончания сред. шк. работал на хим. з-де и одноврем. посещал театр. студию при Владимирск. драм. т-ре. Студент ф-та журналистики МУ, актив. чл. труппы Студенч. т-ра Моск. ун-та под упр. Р.А. Быкова. Завершая учебу в вузе, с 1964 начал карьеру корр. в газ. «Московский комсомолец», выступал по широкому кругу тем, связан. с развитием культуры и образования в столич. регионе. Вместе с В.С. Липатовым перешел в «Комсомольскую правду», где успешно продолжил реализацию своих творч. интересов. Сотрудничал с рядом моск. периодич. изд. С 1987 – ред. отд. иск-ва ж-ла «Огонек», чл. редколлегии. Возглавив в 1995 ж-л «Семь дней», быстро поднял его тираж с 18 тыс. до 1 млн 400 тыс. экз., вследствие чего изд. попало в «Книгу рекордов Гиннесса». По его проекту был создан ж-л «Караван историй», где Ч. занял пост гл. ред. в 1997. Ярко обозначив направление своей будущей деят-сти, ж-л быстро выдвинулся как изд. с присущей ему подробной разработкой культурно-биогр. проблематики. Став гл. ред. ж-ла «Огонек», Ч. в течение 1998–2003 предпринял актив. действия по сохранению творч. потенциала этого популярн. отеч. изд. Одноврем. по его проекту был создан ж-л «Город женщин», кот. Ч. руководил в 2005–07. Очередн. замысел Ч. – создать изд., оригинально освещающее повороты истории, достижения иск-ва, их преломление через судьбы деятелей культуры и политики, успешно реализовалось им в ж-ле «Story», кот. он руководил в 2007–13. Ж-л имел подзаголовок «Обыкновенные судьбы необыкновенных людей». Этот ж-л чрезвычайно отличался от др. биогр. изд., поскольку Ч. были важны «свидетели событий и сама история, великие личности и через рассказы о них возможность давать людям материал для переживания, для сочувствия и, что греха таить, для самообразования. Он создавал журнал, рассчитанный на потенциальных интеллигентов…» (Л. Петрушевская).  Жил на ул. Поликарпова, 3/9. Похоронен на Ваганьковском кладб. Соч.: Искушения и искусители. Притчи о великих. М., 2012. Лит.: Слова памяти: Л. Петрушевская, А. Боссарт, Д. Лиханов, А. Ниточкина, Э. Тополь, В. Ерофеев, В. Попов, В. Павлова // Story. 2013. № 10. Н.Н. Митрофанов

*** ЧЕРНЫШЕВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА (1916, М.—2007, М.), деят. радио и ТВ, музыкант, драматург, сценарист. Происходила из столбовых дворян – изв. рос. рода Чернышевых, графск. достоинство кот. было пожаловано имп. Елизаветой в 1742. Прямой потомок графа Ивана Григорьевича Ч. (1725—97) – родного брата моск. ген.-губ. (Главнокомандующего М. в 1782—84) Захара Григорьевича Ч. (1722—84). Окончила в 1938 Моск. конс. (ф-ты органный – проф. А.Ф. Гедике и фп. – проф. Л.Н. Оборин). Впосл. работала в Моск. филармонии. Отклонив предложение отправиться с ее коллективом в эвакуацию, присоединилась к артистич. бригаде, регулярно выезжавшей для выступлений перед бойцами, оборонявшими столицу. В послевоен. гг. – пианистка и органистка в Большом т-ре, где ее незаурядн. муз. культура помогла ей вскоре начать карьеру оперн. концертмейстера.

В процессе установления новых контактов и пробы творч. сил в разн. сферах культуры проявила себя на ниве театр. драматургии. В 1972 в Т-ре им. Моссовета была поставлена ее перв. пьеса – «Бабье лето» (реж. П.О. Хомский). Жюри профес. конкурсов отметили призами ее одноактн. пьесы «Родник» (1974), «Осторожно – лед!» (1980, I место) и др. С особой настойчивостью Ч. развивала усилия по подготовке собств. оригинал. радиопроизв. и телесценариев. В 1950-х развернула сотрудничество с муз., литературно-драм. и дет. редакциями Всес. радио. В числе немногочисл. одарен. приверженцев жанра радиодраматургии она стремилась широко черпать из опыта, накопленного мастерами отеч. радиовещания, учитывая также полезные профес. традиции иностранных коллег – писателей, режиссеров, актеров. «Самый драгоценный, удивительный, волшебный звук в мире – Слово. Самый прекрасный, удивительный инструмент в мире – голос человека», – подчеркивала Ч. Постоян. обогащение тематики своего творчества, применение в практике радио свежих приемов раскрытия образов героев, рельефн. обрисовки нравств. коллизий, извлечение из них воспитывающих выводов привлекали внимание многочисл. любителей радиотеатра. Начиная с 1950-х, моск. студии подготовили для эфира немалое число радиопостановок Ч., среди кот. были радиоспектакли «Песня не умрет» (о поэте И.С. Никитине (1961); «Иван Федорович Горбунов» (1966); «Огнем душа согрета» (1969); «Моя звезда» (1970); «Журавлиный клин» (1971); «Годы и судьбы» (1972); «Дебют» (1973), «Каждое новое утро» (1976), «Олег Башкиров – огненный рыцарь» (1977); «Алло, такси!» (1978). «Старинный романс» (1979); «Такая история» (радиоспектакль по пьесе «Самозванцы» ,1979); «Горячий снег» (1980); «Татьяна Лунина» (1985); «Странствия Ференца Листа» (1987); «И был год 1147-й» (об основании Москвы) (1987); «Вам возвращаю ваш портрет» (1988); «Вызываю бабушку» (1989) и пр. Творч. долголетие позволило Ч. успешно добиваться совершенствования иск-ва правдивого изображения жизнен. ситуаций, многократно опробован. худож. приемов, осмысления с определен. долей иронии отношений между людьми. Затрагивая разнообразн. острые проблемы, драматург высвечивала грани характеров своих современников, обнажала их желание способствовать претворению в действительность идей добра, патриотизма, справедливости. Ряд интересн. работ биогр. характера Ч. подготовила для дет. редакции радио (о Мольере (1987), В.И. Баженове, В.Ф. Комиссаржевской, А.А. Алябьеве (все –1987), И. Кальмане (1988), В.И. Сурикове, Андрее Рублеве (обе – 1989), Аристотеле, Б. Челлини (обе – 1991) и т.д. В 1970—80-е ею были написаны сценарии для ТВ «Утро туманное», «Романс для двух голосов», «Третья чаша», «…В песне журавлиной», «Отказной ребенок», «Береги вечный огонь», «Каждое новое утро», «Осторожно, лед!», «Похитители», «Песнь пятая», «Голубая Русь», «Итальянский поединок», «Волшебное дерево», «Сын человеческий», «Драматическая фреска». В 1998 создан ф. «Князь Юрий Долгорукий» по радиопьесе Ч. «И был год 1147-й», телеканал «Культура» в 2003 представил ее телеспектакль «Стоянка». При содействии «Радио России» слушатели познакомились с радиопьесой Ч. «Осеннее интермеццо». Ч. принадлежит идея создания Музея-студии радиотеатра, для кот. она предоставила навечно собств. квартиру. Концепт. план музея включал в себя хранение музейн. реликвий, аудиомат-лов, запись спектаклей, новых радиопрограмм, актив. просветит. работу со студентами и школьниками, встречи радиослушателей с мастерами сцены. Трудовая, гуманистич. деят-сть Ч. неоднокр. получала высокие оценки – она была отмечена медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «800-летие Москвы». «В память 850-летия Москвы», целым рядом поч. ветеран. наград. Чл. Междунар. Акад. телевидения и радиовещания. Жила в Б. Овчинниковском пер., 17/1. Похоронена на Котляковском кладб. Лит.: Суходуб Л. Коллекция человеческих чувств // Парламентская газета. 2003. 17 июля.
Источники:  Документы  и  материалы  личного  собрания З.Чернышевой , впоследствии  принятые  на хранение Бахрушинским муэеем, а также  личные воспоминания  автора о встречах с   ней  в 1960-х- 2000-х  г.г. Н.Н. ©Н.Н. Митрофанов

***
ЧИЖЕВСКИЙ
 АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ (1897, посад Цехановец Бельского у. Гродненск. губ.—1964, М.), биофизик, создатель гелиобиологии, археолог, поэт, философ-космист. Род. в семье кадрового военного, ген.-м. артиллерии (1915). Детство провел в родовом имении Александровка Брянского у. Орловск. губ. Получил хорошее домаш. образование. Увлекался поэзией, живописью, музыкой и астрономией. В дет. гг. посетил Италию, Францию, Грецию, Египет и др. страны. В 1913 с отцом и нареченной матерью О.В. Лесли-Чижевской переехал в Калугу, где окончил частн. реальн. уч-ще Ф.М. Шахмагонова и познакомился с К.Э. Циолковским. В 1915 приехал в М., учился одноврем в Моск. археол. ин-те (окончил в 1917) и Моск. коммерч. ин-те (окончил в 1918), посещал лекции на физ.-мат. (1915—19) и мед. (1919—22) ф-тах Московского университета.  В 1917—27 преподавал в МУ и Моск. археол. ин-те курс физ. методов археологии. В 1918 представил на историко-филол. ф-т МУ дисс. на соискание степени доктора всеобщ. истории «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса». После Гражд. войны Ч. в своей лаб. обстоятельно излагал Циолковскому мысли о перспективах аэроионизации и солнеч. активности. Последний одобрил планы молодого ученого, органически связанные с будущей реализацией науч. выводов самого Циолковского. В 1922—24 – консультант Биофиз. ин-та, в 1925—31 – сотр. лаб. зоопсихологии Наркомпроса РСФСР (лаб. дрессировщика В.Л. Дурова). В 1931, после выхода постановления Совнаркома СССР «О работе профессора А.Л. Чижевского», был награжден премиями Совнаркома СССР и Наркомзема СССР и назначен рук. организ. специально для него Центр. н.-и. лаб. ионификации (ЦНИЛИ). Эта лаб. просуществовала 5 лет и в 1936 была закрыта из-за актив. выступлений в прессе противников теории Ч. В газ. «Правда» от 25 дек. 1935 была опубликована редакц. ст. «Враг под маской ученого», объявлявшая Ч. «врагом народа» и контрреволюционером (за этим мат-лом стоял его многолетн. противник Б.М. Завадовский). Тем не менее, год спустя Ч. был приглашен в кач-ве науч. рук. работ по аэроионификации и возглавил две лаборатории при Управлении стр-ва Дворца Советов. В сент. 1939 на проходившем в Нью-Йорке Перв. междунар. конгрессе по биол. физике и биокосмологии избран поч. през. конгресса; от имени конгресса в Ноб. к-т был направлен Меморандум о науч. трудах Ч., но он сам отказался от выдвижения на Ноб. пр. «по этическим мотивам». Осенью 1941 вместе с семьей эвакуирован в Челябинск, в 1942 арестован, осужден на восемь лет ИТЛ; после освобождения столько же находился в ссылке в Караганде (реабилитирован в 1962). В 1958 вернулся в М. Сведения о посл. гг. его жизни расходятся: по одним данным, он, будучи вытеснен из профес. науки, писал мемуары, редактировал стихи прежних лет и публиковал отдельн. науч. работы; по др. – в 1958—62 возглавлял «закрытую» Лаб. аэроионификации при Госплане СССР.Изучал влияние солнеч. излучения на организм растений, животных и человека. Открыл метахромазию бактерий (эффект Ч.—Вельховера). Установил, что отрицательно заряжен. ионы воздуха благотворно влияют на живые организмы, положительно заряжен. производят противополож. действие; впосл. оформил авторск. свидетельство на аэроионизатор для получения легких аэроионов, изв. сейчас как «люстра Чижевского». Исследовал пространств. орг-цию структурн. элементов движущейся крови. На основании стат. исследований предположил влияние периодич. деят-сти Солнца на мн. периодич. процессы в биосфере Земли (климатич. и погодные изменения, возникновение и развитие эпидемий, эпизоотий и эпифитий, учащение сердечно-сосудистых заболеваний и психозов, интенсивность ист. событий и др.). Некот. из подобн. связей до наст. времени строго не доказаны, хотя влияние солнечн. активности на верх. и отчасти на ниж. слои атмосферы установлено. Разностороняя. одаренность Ч. выразительно проявилась в его стихах (перв. авторск. сб. вышел в 1915), трактате «Академия поэзии» (1918), живописных полотнах и акварелях (часть их  хранится в Гос. музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге), в его муз. соч. (сонаты, симфонии, концерты) и импровизациях на скрипке и рояле. Ч. считал, что «литература и музыка, живопись и ваяние являются истинными двигателями мировой Культуры». «Леонардо да Винчи ХХ века» – такую оценку фигуре Ч. дали участники I Междунар. конгресса по биофизике и биокосмологии (1939). Жил на Тверском бул., 8 (1925—31); Звездном бул., 12 (с 1958). Похоронен на Пятницком кладб.

Соч.: Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца. М., 1930; Вся жизнь. М., 1974; Земное эхо солнечных бурь. 2-е изд. М., 1976; Биофизические механизмы реакции оседания эритроцитов. Новосибирск, 1980; Аэроионификация в народном хозяйстве. 2-е изд. М., 1989; Физические факторы исторического процесса. Калуга, [1992]; «Я молнию у неба взял…»: Автобиографические очерки. Калуга, 1994; Космический пульс жизни. М., 1995; На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. М., 1995; В науке я прослыл поэтом…: Стихотворения. Калуга, 1996; Поэзия живописи. Калуга, 2000. Лит.:Голованов Л.В. Стиль жизни, личности, мышления: (Об А.Л. Чижевском) // Природа. 1982. № 10; Байдин В.В. Художник науки: (Об А.Л. Чижевском) // Там же; Буланов Н.Г. Диалоги о Чижевском, или Преодоление слабости. Новгород, 1998; Гагаев А.А., Скипетров В.П. Философия А.Л. Чижевского. Саранск, 1999; Шноль С.Э. Герои, злодеи, конформисты российской науки. 2-е изд. М., 2001; Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский, 1897—1964. 2-е изд. М., 2004; Манакин А.В. Калуга в жизни А.Л. Чижевского. Калуга, 2008 (включ. библиография) ● БСЭ-3; Биологи; ЭМ-80; Калужская энциклопедия. Калуга, 2004.
© Н.Н.Митрофанов

***
ЧИЖОВ ВИКТОР НИКИТИЧ (1918, Тверск. губ.—2000, М.), диктор радио, з. р. к. (1975). Из крестьян. Уч-к Великой Отеч. войны. Пройдя конкурс, стал с мая 1936 диктором Калининск. обл. радиок-та. Как специалист своего дела был назначен в 1940 вед. диктором Кишиневск. радио. После эвакуации столицы Молдавии продолжал в течение 80 дней свою профес. деят-сть в осажден. Одессе. В июле 1942 зачислен стар. диктором Всес. к-та по радиофикации и радиовещанию СНК СССР. Мобилизован. вскоре в действующую армию, служил минометчиком, был тяжело ранен в сент. 1942 на Сталинградск. фронте. После излечения продолжал с янв. 1943 работу в М. на Всес. радио. До кон. 1980-х систематически выступал у микрофона с чтением информац., новостных программ. Значит. ч. его работы составляло участие в подготовке к эфиру радиопостановок по произв. отеч. писателей и драматургов. Признанием радиоаудитории пользовались его конферансы и пояснения ко мн. радиоспектаклям («Гроза» по А.Н. Островскому), «Егор Булычев и другие», «Зыковы» (по М. Горькому), «Бронепоезд 14-69» (Вс. Вяч. Иванов), «Человек с ружьем» (Н.Ф. Погодин), «Разлом» Б.А. Лавренева и др. Был удостоен ряда боевых наград: медалей «За отвагу», «За оборону Одессы», «За оборону Сталинграда». Поч. радист (1947).
Жил с 1957 на ул. Куусинена, 8. Похоронен на Рогожском кладб.
© Н.Н. Митрофанов