Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Антология журнала Роман-газета: все лучшее под одной обложкой

Антология журнала Роман-газета: все лучшее под одной обложкой

image_pdf
Издательство АСТ выпустило увесистый том под названием «Век великой литературы»- антологию журнала «Роман-газета».

Книга собрала, точнее сказать адсорбировала лучшее из всего, что было напечатано изданием за 90 лет жизни, начиная с очерков Ильи Ильфа и Евгения Петрова и «Испанского дневника» Михаила Кольцова, фрагментов прозы Владимира Тендрякова и Василя Быкова, повестей Виктора Астафьева и Валентина Распутина и образцов романистики современной, включая произведения, вышедшие из под пера Юрия Козлова, Евгения Шишкина, Сергея Есина, Георгия Пряхина, Александра Купера и Екатерины Рощиной.

Задача составителей подобных антологий — труд колоссальный, практически неподъемный, но все же благодарный. Без малого век жизни страны тут расплавлен в нервных строчках 1920-х и 1930-х годов, опален горькой эссеистикой войны, оттепельно-яркой прозой надежд 1950-60-х, а время эпохи застоя, оторопевшее от простых и глубоких рассказов Шукшина, плавно перетекает во время новых иллюзий — с пронзительными откровениями Приставкина, чтобы смениться потом прозрением миллениума с его взглядом на мир сквозь прицел «ворошиловского стрелка», а затем упасть в романистику настоящего — с ее частым апеллированием к прошлому, поисками исторических и личных ошибок, анализом псевдоситцевой простоты отношений и неизменным следованием мечте.

Мечта — это, пожалуй, для «Роман-газеты» одно из главных, определяющих слов. Потому что и родилась она из мечты — как ни смешно, но мечты вождя пролетариата Владимира Ленина о «романах для народа в виде пролетарской газеты», и сама стала ей. Они приходила в дома когда раз, когда дважды в месяц, и никогда не забыть томительного ожидания ее прихода. За ее названием, оттиснутым крупным рубленым шрифтом — «Роман-газета» — всегда скрывалось некое откровение, повесть, рассказы или роман. Это «нутро» под скромной обложкой манило до тряски, поскольку никогда нельзя было угадать, что будет с тобой после прочтения — защемит ли душу состраданием, поднимется ли в ней возмущение, нападет ли от размышлений бессонница. За номера «Роман-газеты» только что не дрались. Парадокс, но в самой читающей стране мира с книгами было напряженно, а эта книга-журнал-газета приходила к тебе сама. Ее мягкие обложки желтели со временем, а потому журналы переплетались в жесткий, грубый коленкор, на корешке которого на пишущей машинке отбивались очередные пройденные, прожитые и прочитанные годы. Она оставалась дома навсегда, обозначая векторные направления духовных исканий человека и общества.

В 1920-х годах, открывая одним за другим различные издания, тогда еще совсем юная советская власть многим из них сообщила импульс долголетия. Да, на дальний забег ушли не все. Кому-то была уготована участь однодневки, а кому-то — долгие годы непростого пути. «Роман-газета», разменяв в прошлом году десятый десяток, перешла в разряд долгожителей, пройдя огонь, воду и медные трубы пути длиной почти в век.

Поразительно, как многие дети советской власти пережили свою прародительницу — страну… Но в истории «Роман-газеты» удивительно еще и то, что она была достаточно строптивым «ребенком». Несмотря на то, что издание было государственным проектом, оно нередко опережало или предугадывало нечто в череде грядущих событий и не только отражало события в общественной жизни или анализировало их, но их предопределяло. В нынешний век электроники изменилось многое, но не суть «Роман-газеты»: она по-прежнему заставляет размышлять и ведет за собой, а ее антология — концентрат века, в котором со всеми нами случилось так много разного, и своего рода учебник истории, созданный литераторами. Ставить на полку не рекомендуется. Рекомендуется — читать, вспоминать, обсуждать.

Ольга Кузьмина