Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Александр Оськин: «Печатная медиаотрасль в опасности»

Александр Оськин: «Печатная медиаотрасль в опасности»

image_pdf

А.В. Оськин. Вице-президент СППИ ГИПП

В СМИ появились сообщения о начале опасного процесса по отмене налоговых льгот для печатной медиаотрасли. С 2002 года для газет, журналов, книг и системы их распространения существует льготный НДС в 10%, но в соответствии с распоряжением Правительства РФ Минфин собирается уже 1 октября с.г. оценить эффективность и самоокупаемость налоговых льгот для всех отраслей народного хозяйства, включая прессу и книги. Это поручено сделать так называемому куратору отрасли, которым в нашем случае является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

30 августа с. г. в  Минсвязи прошло совещание по данной теме, где перед отраслью была поставлена задача отчитаться об эффективности использования налоговых льгот и об их  окупаемости. Задача, на мой взгляд, достаточно странная. Это все равно, что больному диабетом периодически отчитываться об эффективности применения инсулина для спасения его жизни.

По этому поводу газета «КоммерсантЪ» написала, что сами издатели предупреждают, что на книжном рынке отмена льготного НДС будет означать потерю роста, а для периодических изданий – уход в  минус. Я бы к этому добавил перспективу закрытия газет и журналов и рост безработицы среди журналистов.

Поводом для совещания в  Минсвязи стало поручение правительства ведомствам, курирующим налоговые расходы, от 12 апреля, согласно которому до 1 октября 2019 года нужно «обеспечить утверждение методик оценки эффективности налоговых расходов».

Глава Роспечати Михаил Сеславинский сообщил «Ъ», что ведомство отстаивает в правительстве сохранение для издательской индустрии льготного НДС в размере 10%. «Даже с учетом льготы в  последние годы динамика по тиражам книг отрицательная. Печатная пресса пострадает еще больше. Можно продолжать перечисление аргументов ухудшением качества изданий, снижением гонораров авторов и иллюстраторов и уменьшением разнообразия литературы и периодики в магазинах».

На фоне падения подписных тиражей, роста тарифов на доставку и падения рекламных доходов любая льгота означает возможность в принципе оставаться в плюсе и иметь какие-то деньги в  бюджете, чтобы вкладывать их в рост. При отмене льготы падение рынка будет неизбежно.

В большинстве развитых стран применяется комплекс льгот по поддержке газет, журналов и книг. Это проявляется как в налоговых льготах, так и в госсубсидиях на доставку подписных изданий населению. В нашей стране в 2014 году отменили дотацию на доставку подписных изданий, после чего подписка на прессу стала умирать, подписные тиражи сокращаются со скоростью 10% в полугодие. И никто почему-то не  потребовал оценить «эффективность» этого государственного решения.

Особенно удивительно, что в нашей стране, где госбюджет является профицитным, а госрезервы достигли гигантских размеров, может быть взят курс на ликвидацию печатного слова. Полагаю, что Минфин, который является инициатором всей этой затеи, в данном случае может нанести непоправимый вред информационной безопасности страны. Хочется надеяться, что кураторы нашей отрасли смогут предотвратить реализацию этого ужасного плана.

Александр Оськин. Вице-президент СППИ ГИПП