Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Три этапа славянской этноязыковой общности и проблема славянского политического, культурного и экономического единства

Три этапа славянской этноязыковой общности и проблема славянского политического, культурного и экономического единства

image_pdf

Баранов 3

 

 Сергей Баранов,
кандидат социологических наук, политический социолог, этносоциолог  

 

Предлагаю кратко рассмотреть основные этапы истории славянства, и какие выводы для дискуссии о славянском единстве можно сделать, какую логику славянской истории можно увидеть.

Выделяются 3 крупные этапа: 1) начальный этап единого славянства на прародине 2500 до н.э. – 300 н.э.; 2) расселение славян и формирование различных славянских народов  IV в. н.э. — 1920 г.; 3) славянство между западом и собственным «Я» в XX веке, 1920 -2015 гг.

Первый этап истории славянства. Возникновение славянства – проживание на прародине.

На первом этапе славянство действительно было единым, и представляло собой целостный этнос,  — народность, проживающую на территории приблизительно 300 на 500 км к северу от Карпат и значительно к югу от Балтийского побережья Польши.  Относительно точных границ территории прародины идут споры, но в целом она понятна. Споры касаются в основном, вопросов, с какими археологическими культурами можно связывать славян, и насколько далеко на восток жили славяне, где заканчивались славяне и где начинались балты, до Среднего Днепра, или только до Западной Белоруссии, Волыни, Севера Галиции, Запада Подолии?

Более правдоподобной выглядит точка зрения Марии Гимбутас (Славяне. Сыны Перуна, 1971), а также Валентина Седова  (Славяне в древности, 1994). о том, что в Среднем Поднепровье проживали балты, а славяне находились западнее и появились там не ранее 600 г. н.э..

Итак, с востока и северо-востока прародина ограничена родственными балтами, ведшими похожий образ жизни, имевшими похожий язык, религию. С запада и юго-запада и северо-запада – германскими и кельтскими народностями, представлявшими формирующийся западный мир.  С юга и юго-востока, со стороны Карпат славяне граничили с остатками реликтового населения Старой Европы, а также фракийцами и гето-даками.

Временные рамки существования и происхождение этой народности известны – примерно с 2500 лет до нашей эры по IV век нашей эры. В вопросе о происхождении славян сравнительно недавно была поставлена точка

По своему происхождению славяне вместе с балтами представляют собой ветвь индоевропейцев, отделившуюся от западного и восточного массивов около 3000 лет назад в Северном Причерноморье (Энтони Д. Колесо, лошадь, язык, 2007 (Antony D.W. The Horse, The Wheel and Language. Princeton, 2007. P.459)).  В районе Среднего Днепра эта ветвь перешла к жизни в условиях лесной зоны,  вдали от основных маршрутов переселения народов, завоеваний и торговых путей.  Прямые предшественники славян – носители крупной и долговременно существовавшей общности культур шнуровой керамики и боевых топоров, носители которой ассоциируются сегодня с восточной ветвью индоевропейцев.  Часть носителей шнуровых культур расселилась далее на запад и север, и вошла в состав германских этносов, часть на восток – в состав балтских этносов.  Посередине сложилось устойчивое славянское ядро, которое «законсервировалось»  на два с лишним тысячелетия, и имело достаточно консервативный и простой образ жизни.

Именно их касается первое письменное упоминание о славянах (предположительно) у Клавдия Птолемея.  «Первым название «словены» употребил Птолемей (100-178 годы нашей эры), причем написал его как «soubenoi». Поясняя перегласовку, К. Мощинский пишет, что труднопроизносимый для грека твердый звук Л стал звучать как краткое u,  в то время как сочетание ou заменяло звук У и b произносилось как v» (Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М.,2007.).

Птолемей практически ничего не пишет о славянах, но  само  их упоминание  примечательно.  Согласно его точке зрения, вся северная часть Скифии до неисследованных земель на севере и Имаоса (Уральских гор) была населена скифами (сарматами), аланами, словенами и аварами. Он довольно точен, поскольку Скифией в античные времена называли всю территорию, расположенную к северу от Черного моря» (М.Гимбутас, 1971).

«После Птолемея название «славяне» почти на четыреста лет исчезает из исторических сочинений. Только в  VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский (умер в 556), упоминает о «скловенах» в труде «Война с готами» (536-37). Прокопий пишет, что их племена захватили район Нижнего Дуная. Таким образом получается, что «скловены» были самыми ранними южными славянами, зафиксированными историками».

Какие выводы можно сделать из первого этапа истории славянства?

  • Славяне – это устойчивый тип человека, отличающийся как от западных, так и от восточных родственных индоевропейских народов. Постепенно это тип оформился в самостоятельную цивилизацию Восточной Европы (Баранов С.Д. Восточно-европейская цивилизация: структурные черты, прошлое, настоящее /Русская народная линия. 01.05.11. )
  • Славянство может быть единым только на базе общего образа жизни и типа цивилизации. Как только этот тип утрачивается, славянство распадается, что и произошло на следующем этапе.

Второй этап истории славянства. Расселение, разделение славян и формирование славянских народов.

С IV века начинается расселение славян в прилегающих регионах, а с V века – экспансия в те регионы Европы, где славяне раньше никогда не жили – в Причерноморье, Юго-восточную Европу,  долину Дуная, Балканы, Центральную Европу.  Причины – избыточное население, изменение климата, Великое переселение народов. Для славян началась эпоха разделения, дифференциации, формирования народностей, государств, ломки социальных устоев, ликвидации родового строя, смены религии — принятия Христианства, Православия, в основном; в общем  «осевая эпоха» по Ясперсу.  Славяне вступили в эпоху перемен позже западных народов, и народов южных цивилизаций.

С 600 года н.э. славяне стали ведущей силой  всей Восточной Европы, а также влиятельной силой Центральной Европы. Западные народы воспринимали славянство как чуждое цивилизационное начало, не понятное, не укладывающееся в их рамки. Эпоха разделения в жизни славянства продолжалась достаточно долго.

В этот период центробежные силы славянства преобладают.  Однако были и встречные тенденции к объединению: Государство Само, Великая Моравия, Древнерусское государство-Русский каганат; империя Рюриковичей Древняя Русь, Польша, Болгарское царство, крупные древнерусские земли, представлявшие собой империи – Великий Новгород, Ростово-суздальское княжество, Черниговское княжество; Великое княжество Литовское, Московское княжество и затем Московское царство, Речь Посполитая.

Принятие Православия и распространение церковно-славянского языка – явление вероисповедного и культурного объединения. Это был процесс не одномоментный, длительный объединяющий процесс.

Максимального объединения славянство на втором этапе достигло в рамках Российской империи конца XIX века.  Пиком можно считать освобождение Болгарии от турецкого ига. Одновременно происходит расцвет идей панславизма, проводятся славянские конгрессы, расцветает национальная литература и искусство, оказавшие мировое влияние  (Достоевский, Толстой, Горький, творец стиля модерн Муха, Кафка, Гашек, Блаватская, Рерих, Стравинский, Захер-Мазох, Малевич, Кандинский, Филонов, Маяковский).

Завершается второй этап славянства вместе с концом этапа всемирной истории, истории Запада в начале XX века – вместе с революциями и концом первой мировой войны.

Революции вызвали всплеск славянской этнической дифференциации и разделения. В 1920  году мы видим максимальное число славянских государств, максимальное число национальных славянских проектов на месте рухнувших империй.  Каких только проектов нет?! Возникают : БССР, УССР и более мелкие образования, такие, как автономная область Подкарпатская Русь.

Но вскоре возникают новые объединения славянства: Югославия (1918), Чехословакия (1918), СССР (1922),

Выводы второго этапа истории славянства:

  • Несмотря на общее географическое разделение славянства и внутреннее стремление к национальному разделению, у славянства были и постоянные тенденции к объединению, хотя бы в рамках крупных регионов. Объединительные тенденции усиливались к концу этапа в XVI — XIX веках и получили идеологическое обоснование в идеях панславизма и искусстве.
  • Ведущими причинами разделения славянства выступило вторжение славянства в территории, ранее относившиеся к западному миру (Юго-восточная и Центральная Европа), и освоение новых западных моделей жизни  влияние  экспансии западного мира, а также его духовных сил – Католицизма, затем просветительской и левой идеологии, национал-демократических идей, влияние западных феодалов, буржуазии и западной олигархии.
  • Объединительными силами славянства выступали: Православие, идеи общего происхождения, необходимость объединения перед лицом агрессии с запада и востока, сильная государственная власть – носитель славянской цивилизации.

Третий этап истории славянства – славянство на острие мировых конфликтов между западом и остальным человечеством в попытках приобретения своего цивилизационного «Я»  в XX и XXI  веках. Славянские государства стали формально независимыми, однако превратились в арену противостояния между группировками Запада и мировой социалистической системой. Для истории славянства в XX-XXI веках характерны резкие колебания от объединения славян к вражде.

Говоря о системе социализма, часто упускают из виду именно в рамках мировой социалистической системы, славянство впервые стало полностью единым. Пусть это был короткий сороколетний период 1945-1985 гг., отмеченный различными противоречиями внутри Варшавского блока и Совета экономической взаимопомощи, важно то, что идеи панславизма воплотились в форме социалистической цивилизации. По сути, это триумф идей славянства, который захватил широкие массы в самых различных государствах. Можно говорить о некоей единой современной славянской культуре периода социализма в Восточной Европе. В творчестве этой культуры участвовали не только славяне, но и другие восточноевропейские и евразийские народы. Можно даже назвать её глобальной восточноевропейской культурой. Такие звёзды культуры, как Тарковский, Кустурица, Вайда, Занусси, Павич, Кундера, Распутин, Шолохов, Бродский, Корчуланская школа неомарксизма, и многие другие — продукты славянской социалистической цивилизации.

Главным продуктом славянства на третьем этапе было создание альтернативной Западу современной социалистической цивилизации.

Выводы третьего этапа:

  • Социализм как вариант восточноевропейской цивилизации стал апофеозом социальной и творческой силы объединённого славянства.
  • Объединение славянства происходило вопреки его старым прозападным элитам, под влиянием центра политической мощи в СССР, и путём формирования новой элиты.
  • Социалистическая система не учитывала ряд духовных и личностных моментов традиционной истории славянства, поэтому был внутренне противоречива и недолговечна. Я имею в виду, прежде всего нематериальную силу восточного Христианства, которая была замена просветительскими квазирелигиями.
  • Ликвидация социализма, развал СССР и Варшавского блока произошли под непосредственным давлением Запада и путём прозападной индоктринации и коррумпирования элит. Дальнейшие конфликты в славянских странах обусловлены операциями Запада с целью полного подавления славянской цивилизации и недопущения повторения славянского единства.

Заключение

В итоге представленного короткого исторического обзора, хотелось бы изложить выводы о возможности грядущего объединения славян в политической, экономической и культурной сферах.

Объединение славянства в XXI веке возможно в результате катастрофических изменений системы Запада, когда центр политического влияния в Восточной Европе будет перенесён в Евразию. Сложно представить, какой именно сценарий отступления западной цивилизации будет способствовать объединению славян,  но опыт сотрудничества России с Евросоюзом с попытками включить в свою орбиту славянские государства Восточной Европы оказался в целом неудачным (газовая дипломатия, общий рынок, культура).

Объединение славянства может произойти на основе противостояния наиболее опасным мутациям Запада, разрушающим основы европейской цивилизации, играющих фундаментальную роль как для восточноевропейцев, так и Западной Европы. Прежде всего, я имею в виду разрушение семьи, Христианства, личности, замену населения приезжим из других цивилизаций.

Объединение славянства возможно на базе жёсткого восточнославянского и евразийского ядра в лице России, в котором не будет уязвимых слабых звеньев – крупных внутренних враждебных образований.

 

 

Приложение 1

Презентация
«Три этапа славянской этноязыковой общности и проблема славянского политического, культурного и экономического единства»

три этапа славянской этноязыковой общности и проблема славянского политического, культурного и экономического единства from msjournal

 

Приложение 2

Повесть временных лет о членении народов и отдельно о народах Запада

Отличие от народов, как Запада, так и Востока, осознавалось русскими (и другими славянами) уже в древности.  На различие западных и восточных народов в Европе, то есть внутри «колена Афетова», индоевропейцев Европы или  западных и северных индоевропейцев, указывал ещё св. Нестор Летописец в самом её начале Повести временных лет. В конце перечисления основного, восточного, массива, отдельно после слов: «Афетово же колѣно и то» перечисляются народы Западной Европы: «варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, —  они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым».  По всей видимости, различие Запада и Востока внутри европейского ареала было хорошо известным, как и то, что славяне относятся к европейским народам, а не к восточным, как бы сейчас сказали, «евразийским» (колено Симово) или южным (колено Хамово). В число яфетических народов включались также азиатские индоевропейцы западной Азии: армяне, скифы, сарматы, мидийцы, а также финны и угры, народы Кавказа. И только после базовой классификации народов в ПВЛ идёт речь о славянах и их племенах.

В ПВЛ содержатся два ключевых столпа восточноевропейской цивилизации:

  1. То, что западные по происхождению народы  (языковой группы кентум) упоминаются в отдельном ряду говорит в пользу понимания разделения индоевропейцев, в том числе,: русь – руги, руотси , германское племя. Корлязи – подданные Каролингов, галлы и германцы. Галичане, Волохи – румыны, — относя также к западным народам. Урмане – норвежцы. Славянские, балтские и финские народности упоминаются в ПВЛ  отдельно, хотя и тоже относятся к колену Афетову, которое в целом соответствует европейским народам.
  2. Разделение Старого и Нового завета в Слове о Законе и Благодати, которому наследует ПВЛ. Приверженность Православия и русского народу Благодати – новозаветной традиции и одновременно восточной, противоположность западной. Здесь отмежевание как от ценностей как язычества, так и фарисейского иудаизма, переход к традиции аутентичного восточного христианства, не испорченного рационализацией, законничеством и позицией мира сего, опирающейся на достижения ближневосточной традиции в вопросах Веры.

Вывод: славянское единство признавалось возможным на основе выделения из европейского массива и приверженности принципу Благодати в вопросах веры.

 

Авторизованный текст выступления на 7 заседании Исторического клуба «Моё отечество» 19 марта 2015 года